У природы нет плохой погоды

У природы нет плохой погоды

Вы никогда не задумывались, почему плохая погода у нас есть, а у природы её нет? Ответ на этот вопрос знает Художник. Ирина Нащёкина сдаёт экзамен по  «сопротивлению материалов» ...


Люди похожи на зверей. Или бывает наоборот, звери похожи на людей. Недаром же в нашем лексиконе так часто мелькают зайки, киски, птички, а в порыве гнева — свиньи, змеи и бычары.

Художник Ирина Нащёкина — самая прекрасная «колли» на свете. Рыжая, с прекрасным прищуром миндалевидных глаз, даже и не поймёшь сразу, на тебя она смотрит или видит насквозь. Тонкий, самой изящной лепки и аристократизма, нос. Вот только влажной чёрной заплатки, что бывает на кончике носа у этих созданий, у неё нет. Жаль... Как будто природа одарила её сверхъестественным чутьем, а заплатку кожаную, что служит ещё и защитой от всякого гнуса, пожалела.

А какой чистейшей породы сердце бьётся в этой женщине! Чутко выстукивает с каждым ударом внимание, безусловную преданность, заботу, щедрую бескорыстную радость, вселенское терпение, многогранную объёмную резвость и резкость восприятия мира... Не каждому человеку дано устоять, да что устоять — выжить! — с дополнительным набором ещё и собачьих достоинств. Наверное, это очень тяжело, ощущать жизнь с ТАКОЙ силой чувств. Природа всё-таки мудра, только избранным выдаёт ношу таланта, неподъёмную для нас, спешащих по жизни налегке.
 

БРОДЯЧИЙ APT-CAЛОH

Ирина, художник в жёсткой среде - трагедия? Насколько востребовано творчество на «стройплощадке»? С чего начиналась Ваша судьба профессионального художника в Усинске?

В Усинске я уже более 20-ти лет. Росли вместе, молодой город и мы. Тот Усинск был как огромный стройотряд и большая студенческая семья. Энтузиазм, молодость, оторванность от большой земли, суровый климат сплачивали людей. Чем сложнее условия, тем ближе, добрее и теплее люди друг к другу.

В первое время мы с мужем жили в бараке посёлка Парма. Вы не представляете, какими обыденными были такие бесценные ныне вещи, как забота и помощь соседей. Пока я была дома в ожидании первенца, соседи, из разных краёв и разных национальностей люди, забегали по нескольку раз в день: «Может, тебе помощь какая нужна? Может, помочь деньгами?».

Дружба среди открытых, искренних людей рождалась мгновенно и только крепла с годами. «Патриоты болота», как мы себя величали, преданность той дружбе сохранили до сих пор.

Тогда же, с первых лет существования Усинска, возникла потребность в искусстве. Первые арт-салоны были бродячими. Мастера и художники, как когда-то коробейники, предлагали свои незамысловатые, писаные только душой работы. Свою первую картину продала иностранцам за 30$  с возгласом: «Я и не знала, что их можно продавать!..».

Жёсткая среда? Это не климат и не бытовая неустроенность. Даже если мы построим рай на земле с цветущими весенними садами и роскошными замками для каждого, но в нём не будет дружбы, внимания, если не будет общения, в котором купаешься и восстанавливаешься... это тоже будет «жёсткая среда», хоть и в раю. Среда — это чуткие и близкие по духу люди, такие, как в Усинске.

«СОПРОМАТ» СОЛОМЫ

Каждый художник выбирает созвучный себе инструмент для разговора с миром: палитру красок, звук, слово. А Вы «звучите» соломой... О чём шепчется с Вами соломка?

- У меня два художественных образования, среднее и высшее. Среднее образование получила в г. Николаевске, на Украине. Здесь судьба свела меня с преподавателем Клок Верой Васильевной. Мастер фантастический - талант от Бога. Её работы в технике соломки — шедевры! Так родилось желание научиться, а затем только работа и собственная инициатива. Секретов своего мастерства, увы, Вера Васильевна не выдавала. На все вопросы: «А это как?» - скупой ответ: «Смотрите»...

Я работаю с ржаной соломкой, у неё длинный стебель, что очень хорошо для картин с архитектурными композициями. 

К сожалению, соломка, как материал для творчества, не продаётся в художественных салонах. Единственный источник — колосящиеся поля. Заготавливаю его сама в июле-августе, серпом, по старинке. Когда рожь долго стоит на солнце, она приобретает уникальный цвет — медовый, сочный, зрелый.

Солома только для непосвящённых простая и полезная в хозяйстве сухая трава. Но и она, как всё в природе, обладает таким своеобразным свойством, как сопротивление материала. И я в каждой работе не столько преодолеваю, сколько чувствую её желание. Не ты диктуешь, а материал диктует форму, тему. В природе царят цельность, совершенство и самодостаточность, будь то камень, кап, береста. Художнику просто дано слышать этот язык, он просто работает «переводчиком»...

Работа с соломкой — длительный процесс, это не пленэрная работа моментального настроения. Иногда результат разительно отличается от замысла, эффект совершенно неожиданный! В соломе есть своеобразная мистика: ощущение тепла, её прикосновения врачуют. Многочасовое напряжение у мольберта... Спина болит, а мозги в порядке.

Большинство моих работ — это сначала глубокое изучение исторического материала. Замыслы храмов, церквей начинают путь к воплощению с библиотеки. Иконописный канон образа Стефана Пермского из тех, чему предшествовало огромное количество прочитанных книг.

Моё ноу-хау — малые формы и объём картины через большое преломление граней. Это как огранка бриллианта, чем больше граней, тем больше преломления света, тем больше он сверкает. Так и моя соломка, которая тоже имеет свой мягкий природный блеск за счёт смолянистости, а грани и объём придают рисунку совершенно неповторимый, чарующий колорит.

Соломка - материал поистине мифический, испокон веков она « дружит» с человеком, поэтому и картины из неё дружелюбны и не агрессивны. Они не вопиют и не дурманят ужасом, как современное авангардное искусство.

Они строги и скромны, как солнце, друг и хлеб...

Ирина может говорить о своей «подружке» бесконечно. Она гордится ею!

Вот просто несколько нежных цветов на чёрном фоне. А если притушить яркий свет, то скромные цветы вдруг начинают звонко щебетать собственными тайными знаками-бликами, дарить вам то прохладу росы, то солнечное тепло, то горячим ветром дружеского участия опалят и иссушат все суетны невзгоды.

Глубоко-глубоко в глазах Ирины таится грустинка. 

С такой доброй, понимающей грустью смотрят на нас первые верные друзья человека - собаки и лошади. Как будто вопрошают: «Как это смешное двуногое не видит очевидного? Бедный, страшится того,  чего нет, и слеп к чистой ясной мысли, которой напоена вся вселенная».

У природы, часть которой ты caм, нет плохой погоды. Она вся создана Великим Художником тебе в помошь, и каждый, даже неверный шаг, любовно выстлан соломкой..