Использование соломопластики в интерьере

Использование соломопластики в интерьере

Традиции соломоплетения восходят к глубокой древности.


В прошлом из соломки изготовлялись преимущественно изделия утилитарного назначения - разнообразные ёмкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода - сундучки, “шляпы”, савеньки, дорожные сумки, кублы; предметы одежды шляпы, “коробочка” (головной убор), калеши и многое другое. Искусные вышивальщицы выполняли удивительные по красоте вышивки используя вместо нитей полоски ржаной соломы. Одним из наиболее распространенным украшением женщин были бусы из обыкновенной соломы, из которой изготавливали также серьги. Приемы плетения выбирались самые простые. Жгуты золотистой соломы переплетались коричневатыми прутьями лозы или белыми корнями ели (реже прутом их ореха или вяза, суровыми нитками), придававшим изделиям не только прочность, но и красоту архитектонично - четких и ясных форм. Художественная выразительность достигалась за счет декоративных возможностей материала.

Но пожалуй, наиболее ярко и многообразно проявились художественные качества соломки в изделиях традиционно - обрядового характера: птицах и “пауках”, конструкциях которые подвешивали на потолок в “красном углу” избы, в церковных царских вратах. Именно царские врата из деревень Лемешевичи Пинского и Вавуличи Дрогигинского района (Белоруссия) - вершина творчества белорусских народных мастеров соломоплетения XVIII - XIX веков.

В 1976 году врата реставрированы были известными мастерами соломоплетения Еленой и Ларисой Лось. Здесь применен оригинальный, неожиданный и очень смелый прием - главная деталь резного деревянного иконостаса с иконами заменена ажурной декоративной перегородкой соломенного орнамента, состоящего из кругов, ромбов, крестиков. Прием, среди других европейских народов не отмеченный. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах. Есть предположение, что в XVII - XVIII веках иконостас в бедных крестьянских церквях выплетался из соломы. Это известно, по рассказам старожилов, а так же подтверждается, что в двух из трех сохранившихся врат вместо кружков - солярных знаков размечены овальные клейма - окна с изображением святых.

Обычная, но искусно выплетенная соломка в скромном интерьере сельской церкви даже при тусклом свете лампады вдруг вспыхивала, искрилась, сверкала, словно само солнце - золото, снизошло в храм людской, возвращая людям радость и тепло их труда.

Особой ажурностью и филигранностью узоров отличаются врата из с. Лемешевич (XVII век). Композиционное построение традиционно: две створки с полукруглым верхом покрывались жгутами витой плетенки, делившими каждую из них на две части. В центре полученных прямоугольников компоновались два разработанных узорчатых круга - своего рода символов солнца. Каждый круг образовывался из по - особому выплетенных жгутов и плоскостно - сплетенных ромбиков различной величины. В центре кругов помещался слегка выпуклый плоско - выплетенный ромб обведенный жгутом плетенки округлой по форме. От него расходились словно лучи, цепляясь углами, пары мелких ромбиков. Ромбы различной величины - основной орнаментальный мотив врат. Они везде как крупинки зерна в ювелирных изделиях древних мастеров. Маленькие ромбы осыпают большие, объемные жгуты соломки. То как чеканные золотые пластины с цветными вкраплениями эмали выстраиваются они в ряды, которые разграничивают основные узорчатые части композиции, подчеркивая конструкцию и силуэт врат. Единственным креплением и основанием ромбов, как и композиции в целом, являются тонкие прутики лозы и нитки. Не пользуясь ни какими инструментами, чуткие руки народных мастеров из коротких (около 20 см), но равных по толщине соломок создавали необычайные ажурные композиции, вспыхивающие при малейшем лучике света. Точно рассчитанный угол падения света делал поверхность врат рельефной с мелкими вставками (инкрустацией) голубого, красивого полотна или бархата, мастера умели извлекать отличные живописные эффекты из особенностей соломки.

Искусство современного белорусского соломоплетения развивается как в виде домашнего художественного творчества, так и в виде художественных промыслов. Оно продолжает традиции старых мастеров соломоплетения.

Искусство соломоплетения было традиционно не только для Белоруссии, а также имело распространение и на Украине и во многих губерниях России. Скорее это даже иногда было и не ремесло, а скорее обычай: ведь делали соломенных кукол не на продажу - для себя. Надевали на них кафтан и шапку, обували в лапотки, а потом сжигали, веселясь на проводах масленицы, или пускали в воду, провожая весну. Замечательный знаток отечественной старины И. Сахаров писал, что жители многих русских сел “устраивали на лугу особенный шалаш, убирали его цветами и венками, в середину ставили соломенное чучело... В шалаше перед ним ставили приносимое кушанье, вино и другие лакомства. Вокруг шалаша одни поселяне разыгрывали хороводы, молодые плясали, иные в кружках пели песни, другие вели борьбу. После чего начиналось пирование. В заключении всего раздевали чучело и бросали его со смехом в озеро”. 

Обряд словно стрела пущенная тугой тетивой из прошлого тысячелетия, еще памятен нашим бабушкам. Впрочем, древний магический смысл, который несла в себе соломенная кукла, не мешал ей быть в то же время любимой игрушкой ребятни. К Рождеству во многих деревнях Гродненщины и Витебщины женщины пожилого возраста делают традиционных птиц и “пауков” сундуки (“куферки”) и шкатулки. Птицы впечатлеют предельной простотой формы продиктованной пластическими качествами соломки. Их нельзя поставить на плоскость, у них четко выражены грани крыльев туловища, в силуэте преобладают горизонтальные линии. Они подвешиваются к потолку крестьянской избы или дополняют украшение “паука”. Такие птицы связаны с древней традицией, ибо постоянно фигурировали в верованиях и обрядах белорусов. Например, в представлениях белорусского крестьянина млечный путь - это “птушачья дорога” (птичья дорога) по которой птицы летят в “вырай” (на юг).

Наибольшей декоративной выразительности достигла В. И. Гаврилюк (Белоруссия) в создании фигурок зверей, птиц, бабочек, “пауков”. В них она в полной мере создала и раскрыла природную красоту самого материала, преобразуя его делая драгоценным. Обычно туловище лошадок она создает из прямых соломок в виде снопиков перевязанных в нескольких местах желтой нитью, а гриву и живот из пышных торчащих соломинок, что прекрасно согласуется с природой соломки.

Именно эта художественная условность - комбинирование элементов, сложенных из прямой соломки - унаследована мастерицей от традиционного бытового плетения. Талантливой мастерицей соломоплетения в Белоруссии также является Л.Г. Головацкая. Фантазия мастера неисчерпаема. Как истинный мастер, она вся в своем творчестве, а её изделия - внутренняя потребность. Она постоянно ищет, фантазирует, находит бесконечное разнообразие пластических качеств соломки. Казалось бы, при заметном однообразии изделий - фантастические птицы, павлины, буслы (аисты), козлята - Головацкая каждый раз находит новые композиционные решения. Загадочно - фантастические птицы то игриво, поблескивают круглой плеткой, то вспыхивают, переливаются, сверкают вроде граненного стекла косыми срезами упругой соломы. Чтобы так увидеть красоту простой соломки в образе птицы, одним золотым цветом передать зрителю воздушность и обаяние образа, нужны абсолютный вкус виртуозная техника. Мастерица никогда не ни вводит в свои композиции, как это делает Гаврилюк, другие материалы. Компануя плетенную, крученную, дробленную соломку с прямой соломкой, колосьями или камнями, она добивается большого фактурного разнообразия и светотеневой игры, поэтому о монотонности цвета нет и речи. Выразительность композиции построена на гармонии цвета и фактуры мастера. Благодаря исключительной осязаемости художественных качеств соломки ее структуры; мастерица, создает произведения большой гармонической завершенности. Художественно - пластические качества соломки — легкость, упругость, жесткость, воспринимаемые не только глазом, но и касанием пальцев, подсказывают идею. Материал дает творческий заряд мастеру, определяет образ и форму. Как пальцы народного резника или гончара, касаясь ствола дерева или теста, глины нащупывают творческой интуицией спрятанные художественные импульсы фактур, как пальцы Головацкой находят в соломке её богатые выразительные возможности.

Удачей Головацкой являются также сплетенные из соломки головы народных типажей для манекенов, в традиционной национальной одежде, экспонируемой в Музее народных художественных промыслов Белоруссии в Заславле. Здесь мастерица исходила из принципов плетения которыми руководствовались народные мастера в начале XX века при изготовлении образов персонажей рождественских празднеств.

Одной из продолжительных традиций соломоплетения также является Екатерина Медянцева, которая, будучи очень самобытным и интересным мастером создала образ игрушки из соломки лаконичный и простой, что полная противоположность белорусской игрушки Е. Медянцева возродила уже уходящие черты пензенской игрушки.