Балалайка для нефтяника

Балалайка для нефтяника

Кто сказал, что творчество и коммерческий успех - вещи несовместимые? Модная в Усинске Ирина Нащёкина своим примером доказывает, что творец сегодня может быть и сытым, и себя при этом не терять. 20 лет назад она нашла «золотую жилу» - стала делать картины из соломки для жителей и гостей Усинска. Оказалось, что творить на заказ очень даже приятно. Ведь трудно найти более благодарных и платежеспособных заказчиков, чем нефтяники...


Успех Ирины Нащёкиной вполне закономерен. Для  заснеженного Усинска, где по восемь месяцев в году лежит снег, её панно цвета солнца и пшеничных полей - экзотика. Согласитесь, делать аппликации из ржаной соломы в городе, где не то что зерновые, картофель с трудом выращивают, - все равно, что на юге изготавливать поделки из шкуры северного оленя... Но Ирина Нащёкина творит вопреки всем обстоятельствам. Когда-то она и подумать не могла, что умение складывать из хрупких стебельков картины однажды спасет её семью, а потом станет главным делом жизни.

Теперь без её картин и выставок трудно представить себе культурную жизнь Усинска. Работы мастерицы дарят почётным гостям, покупают как элитные подарки, представительские сувениры. Художница говорит, что своим успехом она обязана, прежде всего, своему терпению и трудолюбию. А ещё правильному выбору, который не раз приходилось делать в жизни...

Для девочки, выросшей в семье художника, вопрос «кем быть?» не стоял. Ирина стала студенткой Николаевского художественного училища, здесь она и познакомилась с народными промыслами, в том числе и с техникой создания  аппликаций из соломки. Познакомилась, чтобы благополучно о ней... забыть на несколько лет. Ведь мечтой Ирины была востребованная тогда специальность художника-оформителя. Очень скоро она поняла, что промахнулась с выбором. Более опытные и шустрые коллеги разбирали крупные заказы. Молодому же специалисту доставалась монотонная работа, за которую платили гроши. Кроме того, труд оказался чисто мужским - монтаж уличной агитки, щитов и огромных сварных конструкций требовал большой физической силы. Нужно было быть в первую очередь жестянщиком и плотником, и уж только потом - художником. Понятно, что никаким творчеством и, как сейчас говорят, креативом в мастерской и не пахло. Хорошо запомнила Ирина свой последний рабочий день. Её, хрупкую девчонку, с ведром краски отправили в чистое поле подкрашивать дорожные знаки. Обратно на работу она вернулась на попутке, чтобы написать заявление об уходе.

Мастерица в шутку называет себя «женой декабриста», за то, что из солнечной Украины поехала за мужем в Усинск, где ему после окончания курсов бурильщиков предложили работу. Ирина учила местных ребятишек живописи, графике, малой пластике и дизайну. В 90-х годах в Усинске, как и во всей стране, перестали платить зарплату. Сказать, что было тяжело, - ничего не сказать. Спасли Ирину и её семью, как ни странно - иностранцы. В то время в нефтедобыче их работало очень много. И перед каждым, когда приходило время уезжать, вставал вопрос, что взять домой в качестве сувенира на память о России. Спрос на предметы прикладного творчества был огромным, а вот предложение отсутствовало. И мастерица взялась за дело. Тут-то и пригодилось знание народных промыслов и ремесел. Комплексовать из-за того, что приходится заниматься «заказухой», и в голову не приходило. Свой первый гонорар в 30 долларов Ирина потратила на то, что забила продуктами холодильник. А потом один за другим пошли заказы, нефтяники разве что в очередь не выстраивались. 

Особенно в почёте у приезжих были выложенные из соломки православные церкви и расписные балалайки.Сколько работ, сделанных её руками, разлетелось по миру, Ирина Нащёкина точно не знает, но есть полотна, которые у самой мастерицы на особом счету. Например, панно «Стефан Пермский», сделанное к 600-летию святителя. Картина была подарена Патриарху Алексию II во время его визита в Республику Коми. Сколько душевных сил и труда было вложено в эту работу, знает только сама Ирина. Сегодня панно, оригинал которого хранится в Москве, в Свято-Даниловском монастыре, стало настоящей визитной карточкой художницы.

Картина из соломки светится мягким золотистым светом, даже если в комнате темно. Из-за смол, которые выделяются из стебля при обработке. В умелых руках соломка превращается в материал, по красоте сравнимый только с перламутром. Разные оттенки получают с помощью натуральных красителей.

У таланта Ирины много поклонников, вряд ли кто-то из горожан не видел её работ. Вообще, усинцы - настоящие фанаты своего города, для многих из них нет места на земле лучше и красивее. Феномен такого патриотизма легко объяснить. Людям приятно думать, что живёшь в городе, который строился на твоих глазах, где тебе знакомы все улицы и переулки, где ты многих знаешь, и многие знают тебя. Пока усинцы обожают свой город, Ирина не останется без работы - её картины с видами Усинска расходятся влёт. В особом почёте – изображения буровых вышек.

Музейно-выставочный центр «Вортас», где мастер, - «Мекка» местных художников, и вообще всех людей нефтяной столицы. Ирина буквальным образом несёт культуру в массы - устраивает передвижные выставки в школах. Опыт, полученный когда-то в оформительских мастерских, пригодился, - строительством и монтажом выставок Ирине приходится заниматься самой. Поэтому рядом с помадой в сумочке художницы часто лежат инструменты. Это только в кино женщина от искусства - возвышенное, утончённое существо не от мира сего. Кстати, самый распространённый подарок на 8-ое марта в коллективе, где работает Ирина, это гвоздодёры и молотки. Такой вот корпоративный юмор. Дело в том, что коллеги часто по забывчивости «уводят» друг у друга инструменты, вот и дарят друг другу «орудия труда»…

У Ирины есть дочь. По стопам мамы Анна решила пойти не сразу. Сначала выучилась в техникуме на секретаря-референта, но уже во время первой производственной практики в крупной нефтяной компании поняла - «не её» это, не лежит душа. Каждый день делать одно и то же, это же день сурка, а не работа! Всё-таки дали знать о себе гены! Этим летом Анна поступила на факультет искусств Сыктывкарского госуниверситета, будет учиться на дизайнера. В кого Анна такая пошла, Ирина знает. Она сама никогда не понимала людей, работающих от звонка до звонка. Художница уверена, что в жизни нужно заниматься любимым делом, тогда и до конца рабочего дня минуты считать не придётся. Не стоит тратить время на немилую работу, надо заниматься тем, что нравится, к чему душа лежит. Тогда и жизнь не будет похожа на «день сурка».