Инкрустация и аппликация соломкой

Инкрустация и аппликация соломкой


Трудно перечислить все изделия, изготавливаемые народными мастерами белорусской деревни. Но наиболее самобытно и творчески многообразно это искусство выразилось в оформлении рамок для фотографий и “дыванов” (ковров).

Например, в деревне Рухово Стародорожского района Минской области целая группа женщин занимается изготовлением соломенных ковров. Почти в каждом доме этой и окрестных деревень можно встретить такие ковры, над кроватями, на видных местах стен крестьянской избы. Не фабричным и даже не домотканным ковром, более утилитарным и долговечным отдают предпочтение местные жители. И на вопрос, зачем нужно тратить столько времени на соломку, отвечают просто: “Это красивее, веселее”.

Причин этого предпочтения много и цель данного примера доказать живучесть и преемственность традиций художественной соломки в современном быту, в неиссякаемости творческих способностей и эстетических потребностей жителей села в ручных изделиях.

Композиционное и орнаментальное решение руховских соломенных ковров близко к решению узорно - тканных ковров, тот же что и рассмотренной в соломенной скульптуре.

Стилизованные птицы или звери, обращенные друг к другу головами, восседают на ветках фантастических растений, вокруг которых - узорочье звезд, цветов, листьев. Всё это вырезается из плоской соломки и наклеивается на черную льняную или хлопковую ткань, натянутую на прямоугольный подрамник. Простота, особое чутье, ритмика соломенного узора свойственна работам К.М. Русакович. Её ковры обладают исключительной цельностью. Птицы или зверюшки в центре ковра напоминают не столько декоративную соломенную пластику, сколько резьбу “вильчаков” (охлопней крестьянских домов) или фигуры, украшавшие в прошлом местные ковши и солонки.

Сегодня, кроме однотонных золотистых, руховские мастерицы, К.М. Русакович, Н.М. Пилюк, М.М. Русакович и другие делают полихромные ковры. Соломку красят в яркие цвета: зеленый, желтый, красный, добавляют золотистую фольгу белую бумагу. Эти ковры во многом теряют ту привлекательность и рукотворность, которая характерна для неокрашенных ковров. В них появились черты жанровости. Они выглядят несколько пестро, а подчас и крикливо. Инкрустация соломкой - один из своеобразных и активно развивающихся видов творчества.

Он сложился на основе традиций этого вида народного искусства и орнаментальной культуре народа. Сложной мозаикой узоров из маленьких кусочков соломки инкрустаторы украшают большие и маленькие деревянные сундучки. Строгие геометрические узоры, драгоценно мерцающие золотом соломки на темном фоне, напоминают узоры тканных постилок, которыми когда-то покрывали свадебные сундуки невест. Шкатулки всевозможных форм и размеров щедро украшены россыпями цветочных композиций. Богатые возможности техники инкрустации демонстрируют тарелки, подарочные папки - “адреса”. Графичность орнаментов дополняют живописной золотистостью соломки и вкраплениями акцентов подкрашенного материала. 

Очень популярны деревянные хлебницы, наборы для специи и сыпучих продуктов, солонки, полочки, инкрустированные соломкой.

Эти вещи удобны в использовании, удачно вписываются в интерьер современной кухни, придают ему нарядность и красоту. Изготовлением этих вещей занимаются не только художественные промыслы Белоруссии но и России и Украины.

Одним из интересных видов творчества есть также сюжетные панно - аппликации с элементами инкрустации из соломки. Это разные по форме и размерам в зависимости от характера композиции изделия. Все они спрятаны в рамки под стекло. В качестве фона используется ткань разных расцветок, плотности, фактуры. Применение цветных - синего, бордового, зелёного, коричневого - фонов для создания орнаментально - декоративных композиций потребовало от автора нового подхода в решении тонального строя. Золотистый - естественный тон соломы - в зависимости от фона выполняется вся растяжка цвета. Теплая цветовая гамма большинства работ характерна для древесины, сама текстура соломы приемы создания композиций приближают это творчество к интарсии (инкрустации кусочками дерева). Очень интересные работы возникают при преодолении сопротивления материала. Можно лепить форму большими плоскостями, теряя при этом в правдоподобии природе. Но мы принимаем эту условность, как и прием “незавершенности”, осознавая, что именно это уводит нас в мир фантазии. Здесь находиться та грань, за которой исчезает натурализм и начинается собственно декоративное искусство по натурным мотивам. Другой способ - полная противоположность противоположному.

Панно создается из мельчайших и множественных деталей. Работа более сложная и трудоемкая, но визуальный эффект более сильный. При определенном освещении возникает эффект лучистости. Свет дробиться на мелких деталях и придает работе мозаичность.

Удивительное свойство соломки состоит в том, что со временем, с годами она не выгорает, а как будто все больше наполняется свечением.

Прекрасно сочетается соломка в панно с другими материалами, сухими растениями, корой, берестой с мхом.

Дополнительные материалы нужно использовать очень осторожно, при взгляде на работу акцентировать всегда будет соломка. 

Художественное творчество, которым человек занимается в свое свободное время, приобретает в наши дни массовый характер. Но занимаясь ремеслами люди не просто “убивают время”. Многие произведения народного искусства отмечены печатью высокого мастерства. В них отражается национальное и местное своеобразие. 

Каждый из нас в течении всей своей жизни открывает в себе неведомые ранее желания и способности сотворить неповторимую вещь, предмет своими руками. И нередко нам это удается. Человек будто копит в себе много лет энергию и развивает способности к рукотворным занятиям. И толчком к ним бывает чаще всего встреча с работами других мастеров. Желание проявить себя , реализовать собственную энергию перерастает в серьезное дело. Когда же человек осваивает рукотворное мастерство, неповторимые черты его характера, его личности, заложенные природой, как бы возрождаются в нем.

Искусство соломки находится на новом этапе своего развития и продолжает традиции крестьянского искусства прошлого, хотя и перестает создаваться исключительно сельскими мастерами. Наряду с мастерами прошедшими школу традиционную соломоплетения, получившие навыки в среднем возрасте в городе. Наблюдается усиление декоративного начала, тяготение к сюжету, к чисто декоративным формам.

Меняется ассортимент соломенных изделий, круг сюжетов и образов не только в творчестве разных мастеров, но и в работах одного и того же мастера. Многое зависит от места, где живет мастер, условий труда, возраста. Традиции художественной соломки живут и развиваются. Вобрав в себя многовековой опят крестьянского ремесла, уважительное отношение к соломе, как спутнице хлеба и понимание ее красоты, современный промысел постоянно обогащается новыми образами и темами, приемами плетения. Мастера плетут не только традиционные шкатулки и сумки, но и создают объемную пластику, декоративные изделия. Они отличаются многообразием форм и пластических решений, демонстрируют широкие возможности декоративных свойств соломки. Художественная соломка снискала широкую известность, как у нас в стране, так и за рубежом. Она украшает экспозиции выставок и музеев, экспонируется во многие страны.